ПУБЛИКАЦИИ ВПЕРЕД В ПРОШЛОЕ 05.04.2013. ИСТОРИЯ МОНОЛИТА БЕННЕТТА И ХРАМА В МИРАФЛОРЕС. ВПЕРЕД В ПРОШЛОЕ
ИСТОРИЯ МОНОЛИТА БЕННЕТТА И ХРАМА В МИРАФЛОРЕС. Открытие монолита. Американский археолог Уэнделл С. Беннетт (Wendell C. Bennett) получил разрешение боливийского государства на проведение археологической миссии в Тиауанако в 1932 г. Известие о его экспедиции вызвало протесты, которые были опубликованы в газетах Боливии. У. Беннетта обвиняли в том, что он является грабителем и вором, заинтересованным только в экспроприации культуры страны. В опубликованном в местной газете письме, которое подписали члены общества боливийской истории, Беннетту было предложено покинуть страну. Боливийской зимой 1932 г. У. Беннетт отправился в Тиауанако. Его план состоял в отрытии десяти испытательных ям площадью не более 10 м кв., при этом глубина ямы должна была быть определена толщиной культурного слоя. Результаты его работ были опубликованы в Антропологических исследованиях Американского музея естественной истории в 1934 г., и их ценность заключается в попытке определить относительную хронологию Тиауанако.
А. Познански боялся, что памятник может стать легкой добычей для жителей деревни Тиауанако, с которыми он открыто воевал, или будет испорчен туристами. В 1933 г. он начал в одиночку вести переговоры о транспортировке монолита в столицу Боливии Ла-Пас полностью за свой счет. На средства А. Познански была построена специальная ветка от железнодорожной линии Гуаки–Ла-Пас до места расположения монолита в руинах. Получив необходимые разрешения, он собрал команду рабочих и доставил монолит в город. Транспортировка и передача монолита были проведены успешно, и он был помещен в южной части музея Прадо на главной улице Ла-Паса. Хотя страна и город Ла-Пас были заняты войной, прибытие монолита вызвало волнение и стало предметом горячих протестов. Газеты были заполнены гневными высказываниями белой элиты и богатых метисов против размещения в городе скульптуры. Ее называли «куском скалы», который обязательно принесет неприятности, и уродливым напоминанием о негодном нецивилизованном прошлом. Тем не менее, раздавались голоса и в защиту монумента. Наиболее важным из них был голос Франса Тамайо (Franz Tamayo), известного поэта и сторонника индейцев, который, напротив, видел в статуе хранителя города. Протесты, наконец, утихли, и А. Познански совершил инженерный подвиг, чтобы установить монолит на пьедестал посреди оживленного проспекта Ла-Паса. В 1939 г. А. Познански представил мэрии Ла-Паса проект, который назвал «Площадь американского человека». Проект предполагал строительство на площади, прилегающей к футбольному стадиону точной копии полуподземного храма Тиауанако, в котором монолит Беннетта будет установлен в центральной части. Так как А. Познански брал большую часть расходов по проекту на себя, он смог быстро убедить городские власти и приступил к работе.
К 1940 г. идеи А. Познански имели твердую поддержку среди боливийской интеллектуальной элиты. Однако начав готовить перевод монолита в недавно построенную копию храма, он столкнулся с публичными выступлениями молодой либеральной элиты и рабочих – метисов и индейцев района Мирафлорес, где был расположен стадион. Первые обвинили А. Познански в том, что он иностранец, который любит играть с наследием страны для своей рекламы. Жители Мирафлорес думали, что монолит принесет им несчастья. Они утверждали, что духи Анд недовольны тем, что статую переместили с ее места. Они также предположили, что ее дурной глаз может повлиять на игры, проходящие на стадионе по соседству. А. Познански пришел в ярость и ответил открытым письмом, в котором он воскликнул: «Я, апостол Тиауанако, проклинаю вас». Это сразу успокоило оппозицию. А. Познански привез ремесленников из города Тиауанако в Ла-Пас, которые построили каменные стены реплики. Затем он перевез другие каменные фигуры из Тиауанако и организовал передачу любимого монолита из музея Прадо в его новый дом. На протяжении многих лет, жители Ла-Паса во всем плохом, что случалось в городе, обвиняли статую.
Возвращение монолита в Тиауанако. Националистические лидеры, пришедшие к власти после революции 1952 г., нападали на А. Познански, когда он был жив, но после его смерти в 1946 г., они охотно приняли его мнение о том, что Тиауанако как славное прошлое объединяет всех боливийцев. В свете этого нового мировоззрения важные шаги были предприняты правительством Боливии в 1953 г. по институционализации археологии, что являлось частью задачи интеграции коренного большинства боливийцев в общественную жизнь страны. Археолог Карлос Понсе Санхинес (Carlos Ponce Sanjines) был самопровозглашенным пионером и лидером этого движения, в котором национальная идентичность была основана на раскрытии и сохранении общего андского прошлого. В 1957 г. был учрежден Боливийский государственный центр археологического изучения Тиауанако. Карлос Понсе руководил им в течение четырех десятилетий и опубликовал многочисленные эссе, статьи и книги. По сей день он считается самым влиятельным специалистом в Боливии по археологии Тиауанако. По мнению К. Понсе, одной из самых больших ошибок зарубежной науки была передача А. Познански монолита Беннетта и других произведений искусства Тиауанако в города, так как их оригинальные контексты были изувечены и стали бесполезны для серьезных исследований. Эта проблема стала особенно очевидна, когда Понсе и его команда археологов взяла на себя задачу раскопок и восстановления оригинального полуподземного храма (1961–1963). Тогда К. Понсе сетовал на то, что место монолита Беннетта остается пустым. С 60-х гг. XX в. стало набирать силу движение коренных народов за обретение политической и социальной власти, заявившее о своей потребности в автономной индейской культурной самобытности. Отвергнув мечту националистов о включении индейских народов в западное общество, Боливия начала строить новую модель боливийской национальной идентичности, коренившейся в многоэтничности индейских народов. В 1982 г. Единая конфедерация профсоюзов трудовых крестьян Боливии отделилась от политических партий, которые создали ее, и стала мощным инструментом защиты прав коренных народов. Новая идеология «многокультурности и многоэтничности» Боливии также сыграла важную роль в социальной акции протеста, организованной по всей стране в 1992 г. Единой конфедерацией профсоюзов в связи с пятисотлетием испанского колониализма в Америке. В рамках этих протестов аймары провели символический захват Тиауанако и провозгласили его столицей своего нового государства. В Ла-Пасе монолит Беннетта попал под пристальное внимание общества снова, так как он символизировал искоренение древней тиауанаканской культуры европейцами и присвоение ее ценностей. Одновременно с этими событиями был организован семинар в Национальном университете Сан-Андрес в Ла-Пасе, чтобы обсудить вопрос о репатриации монолита в «аймарскую столицу Тиауанако». Пять лет спустя, в 1997 г., Ассоциация молодых специалистов города Ла-Паса сделала это дело своим и начала лоббировать в правительстве Боливии передачу монолита в его родной дом. Неоднократные переговоры привели к принятию двух президентских указов, разрешающих это перемещение, но шаги по их осуществлению не были предприняты до 2000 г., когда археологический комплекс Тиауанако был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Правительство Германии предоставило грант, благодаря котором группа экспертов был вызвана для очистки монолита и подготовки его для возможного передвижения. Боливийское правительство выделило средства на строительство специального помещения для монолита. Статуе был нанесен значительный ущерб в период почти семи десятилетий забвения и разрушительного действия окружающей среды Ла-Паса. Монолит был в плачевном состоянии, так как ветер, солнце, экстремальные температуры, птичий помет и автомобильные выбросы взяли свое. Кроме того, статуя на одной из щек имела «пулевое ранение» в результате одной из многих перестрелок во время военных переворотов, а также следы от ударов и царапины. Была создана комиссия, состоявшая из государственных деятелей, археологов и историков искусства, которая руководила восстановлением скульптуры. Монолит вновь стал темой горячих споров, отраженных в прессе, по поводу того, должен ли он быть перенесен в Тиауанако или храниться в Мирафлорес. Чашу весов в пользу возвращения монолита в места археологических раскопок склонило требование, выдвинутое аймарами города Тиауанако и поддержанное лидерами аймаров. Они заявили, что возвращением монолита, который считается священным предком и символом их индейских корней, правительство даст аймарскому народу компенсацию за многочисленные обиды, нанесенные их расе колониализмом. Экспертную комиссию по перевозке возглавил археолог Освальдо Ривера (Osvaldo Rivera).
Накануне назначенного дня перевозки – в пятницу 15 марта вечером сотни людей собрались на площади стадиона на настоящий народный праздник прощания. «Лусмила Карпио (Luzmila Carpio), индейская певица-виртуоз с голосом щегла передала им чувства прощания, но для большинства это было не совсем прощание, но воссоединение, так как монолит направлялся в дом своих создателей, туда, откуда он никогда не должны был уходить», – отмечала газета «El Diario». В эту ночь мэр Ла-Паса в окружении группы правительственных и дипломатических чиновников пожелал монолиту безопасного возвращения в свой настоящий дом. Мэр назвал монолит старшим братом города и призвал не забывать о нем. Затем он принял участие в ритуале поклонения Пачамаме, который провели амауты, прибывшие из Тиауанако. После ритуала амауты объявили, что Пачамама дала согласие на то, чтобы «ее ребенок вернулся домой». 16 марта 2002 г. Ла-Пас проводил каменного гиганта в Тиауанако. В статье «Ла-Пас сказал «прощай» монолиту Беннетта» газета «El Diario» на следующий день писала: «Около 10000 человек пришли на площадь перед стадионом, чтобы попрощаться с монолитом Беннетта, одним из величайших археологических памятников континента, который оставался в столице 69 лет. Монолит Беннетта покинул город Ла-Пас, чтобы вернуться в родные места, таким образом закрыв один цикл космологии аймаров и открыв другой, который будет циклом мира и процветания, сказали амауты, прибывшие из города Тиауанако. Площадь стадиона после субботы никогда не будет прежней. Мистическая аура, которую создавал монолит, исчезла. В 10:05 часов два огромных крана и несколько десятков рабочих смогли снять со своей базы каменного гиганта весом 20 тонн». Монолит был перевезен в горизонтальном положении на платформе, специально построенной на грузовике. Люди бежали рядом с монолитом, размахивая флагами и выкрикивая приветственные возгласы, в то время как он медленно направлялся через весь город, чтобы проехать затем по всему Альтиплано]. Аймары организовали ряд церемоний, чтобы отметить этапы его пути. Первая остановка была сделана в недавно открытом Аймарском университете в городе Эль-Альто (El Alto). Были произнесены речи, и студенты на велосипедах присоединились к процессии. Затем монолит останавливался в городах Лаха (Laja) и Тамбильо (Tambillo), где местные общины аймаров устроили ему торжественную встречу. В городе Тиауанако все население с музыкой и танцами вышло приветствовать монолит. Аймарские священнослужители провели ритуал, во время которого они просили Пачамаму благословить новый дом статуи. Монолит был установлен в специально построенном закрытом помещении, которое в настоящее время является частью археологического музея и туристического центра археологического комплекса Тиауанако.
Замена стелы в целом стоила городу 260 000 боливиано. Городские власти заказали не просто копию имеющейся скульптуры, которая сильно пострадала от времени и вандалов. Они захотели поставить в центре храма ее реконструированный вариант, т.е. придать стеле тот вид, какой она имела, когда вышла из-под резца мастера. Для этого, по словам их представительницы сеньоры Сесилии Рамос, «специалистами были проведены некоторые археологические исследования, анализ документации, древней иконографии с тем, чтобы в результате восстановить оригинальные элементы Пачамамы». Эта работа была завершена, когда изображения плоскостей стелы были обработаны на компьютере и к ним были добавлены недостающие фрагменты, но только после консультации и оценки каждого из них экспертами из Национального управления по археологии. Статуя вырезана из цельного куска песчаника. Она имеет высоту 7,3 м и ширину 1,2 м, вес более 18 т. У монолита теперь есть «корона» и нос. На мой вкус, цементный вариант был не в пример лучше. Новый монолит Беннетта выглядит даже как-то карикатурно. Зато можно хорошо разглядеть орнаменты, которые на оригинале почти не видны.
Автор Федосья Óлегова. |