ПУБЛИКАЦИИ ВПЕРЕД В ПРОШЛОЕ 23.06.2011. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ЕГИПЕТСКИЙ. ВПЕРЕД В ПРОШЛОЕСАНКТ-ПЕТЕРБУРГ ЕГИПЕТСКИЙ. ЕГИПЕТСКИЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. СФИНКСЫ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ♦ ПИРАМИДЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ♦ ЕГИПЕТСКИЕ ВОРОТА. ♦ ЕГИПЕТСКИЙ ДОМ. ♦ ОБЕЛИСКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ГЕОДЕЗИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ВСЕ СТАТЬИ О ЗАГАДКАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В архитектуре Санкт-Петербурга "египетский стиль" является одним из определяющих и самых загадочных атрибутов города на Неве, сфинксы с университетской набережной давно стали одним из основных символов города наравне с Петропавловской крепостью и Адмиралтейством. В XVIII-XIX вв. в Петербурге и пригородах "египетски" стилизованные элементы активно использовались в оформлении зданий, мостов, интерьеров дворцов (например в г. Павловске, пригороде Петербурга), набережных - так что название "северные Фивы" или "северный Мемфис", подходит Петербургу не меньше, чем "северная Пальмира" или "северная Венеция". Отразившаяся в петербургской архитектуре мода на египетскую тематику возникла в Европе после похода в Египет Наполеона в нач. XIXв. Традиция "Египетского Петербурга" косвенно продолжала существовать и в Советское время - возведение четырехгранных обелисков (прообразы широко использовались в Египте времен Среднего и Нового царства) и жива до сих пор, пример тому - сфинксы поставленные на набережной Робеспьера в 1995г, а также стилизованные "под египет" скульптуры у клуба "Пирамида" и некоторых других заведений в центре города... Архитектура – искусство не столько изобразительное, сколько выразительное. И если хотя бы бегло взглянуть на историю архитектуры, то можно убедиться, что нет, и не может быть произведения подлинного зодчего, которое не несло бы в себе определенной идеи. Сфинкс - чудовище с головой человека и туловищем спокойно лежащего льва, сочетание ума и силы. Его история начинается за несколько тысячелетий до нашей эры и восходит к истокам культуры и искусства Древнего Египта. Древнейшие обитатели Нильской долины верили, что рожденный их фантазией и изваянный ими каменный сфинкс не только наделен умом и силой, но что в него может вселяться могущественный дух, которого боятся злые демоны. Поэтому нередко у входа в храм или дворец фараона устанавливали, попарно каменные изваяния, считая их надежными стражами от злых духов. С течением времени сфинксам стали приписывать силу и могущество богов. Затем, когда фараоны обрели невиданную власть и могущество, сфинксов начали изображать с головой фараонов, с атрибутами царской власти: короной, головным платком, уреем - священной коброй, ожерельем. Изваяния стали не только изображением царствующего фараона, но и символом его безграничной власти, олицетворением нечеловеческой мощи. Египтяне называли изваяние человекоподобного царственного зверя "господином", "владыкой". Употребляемое же нами теперь слово "сфинкс" греческого происхождения и в переводе на русский язык означает "душительница". В представлении древних греков сфинкс был существом женского пола, а его диковинный вид мифы объясняют так: от змееподобного чудовища Тифона и Ехидны, имеющей три головы (льва, козы и дракона) произошла не менее фантастическая Химера - демон с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона. Химера и двуглавый пес Ортр породили дочь Сфингу (сфинкса) - злого демона в женском образе. Вот почему в античном искусстве сфинкс изображался с головой и грудью женщины и туловищем льва, крылатым львом с годовой женщины и змеиным хвостом или же львом с туловищем женщины, орлиными крыльями и когтями. Мифы рассказывают, что Сфинкс обитал на скале вблизи Фив и, подстерегая путников, задавал им хитроумные загадки. Никто не мог отгадать их, и кровожадное страшилище душило и пожирало беззащитные жертвы, наводя ужас на фиванцев и окрестные земли. В наше время слово "сфинкс" иносказательно означает "загадка", "загадочный человек". Среди разнообразной монументально-декоративной скульптуры Санкт-Петербурга есть разные сфинксы; из них наибольшую художественную и историческую ценность представляют два гранитных изваяния из древних Фив. В 20-х годах прошлого века в районе древних Фив французами под руководством ученого Ж.-Б. Шампольона производились археологические раскопки, и первой интересной находкой, извлеченной из-под многовекового слоя песка, была пара прекрасно сохранившихся гранитных сфинксов.
С этого момента, по сути дела, и начинается история петербургских сфинксов, и поныне украшающих пристань на Неве перед зданием Академии художеств. История эта сводится к следующему. Один из откопанных сфинксов был отправлен в Александрию, где его увидел А. Н. Муравьев, молодой русский офицер и путешественник; увидел и загорелся желанием приобрести древние египетские изваяния для России. Но статуи были оценены в 100 000 франков, и для их покупки нужно было получить разрешение Николая I. Пока письмо Муравьева, сообщавшего о редкой находке, дошло до Петербурга, пока о нем доложили царю, а тот передал его на рассмотрение в Академию художеств, пока совет Академии одобрил прошение Муравьева, пока нужная бумага догнала путешествовавшего царя и он наложил окончательную резолюцию, каменные изваяния чуть было не купила Франция. И не стоять бы сфинксам на невской пристани, если бы не июльская революция. Французскому правительству стало не до покупок исторических ценностей, и тут, уже не мешкая, Россия купила сфинксов за 64 000 рублей ассигнациями. На парусном корабле "Буэна сперанца" ("Добрая надежда") их доставили в Петербург и в конце мая 1832 года поместили на Круглом дворе Академии художеств. Два гранитных сфинкса, найденные при раскопках древней столицы Египта — Фив, были установлены в 1834 году на набережной Невы у здания Академии художеств. На пьедесталах высечена надпись: Сфинкс из древних Фив в Египте привезен в град Святого Петра в 1832 году.
Почти 35 веков назад они стерегли гробницу фараона Аменхотепа III, царя Верхнего и Нижнего Египта. Об этом свидетельствуют сдвоенные короны на их головах. Мудрые, как люди, сильные, как львы, эти сфинксы имели лик фараона, вечный сон которого они охраняли. На лбах украшение в виде кобры — покровительницы и защитницы фараонов. Сфинксы эти свидетельствуют о высоком мастерстве и огромном труде безвестных египетских каменотесов. Обе статуи испещрены иероглифами. Они высечены и на картушах, и на груди сфинксов, сплошной лентой тянутся по боковым краям гранитных плит, служащих основаниями статуй. Каждый сфинкс имеет по две надписи, представляющие собой варианты титулов Аменхотепа III. Впервые полный перевод всех надписей сделал в 1913 году молодой русский египтолог, впоследствии академик В. В. Струве. Надпись на груди и между лапами на обоих сфинксах почти одинакова: "Царь Верхнего и Нижнего Египта, "Небмара". Сын Ра, "Аменхотеп, властитель Фив", любимец Амона Ра". Надпись перед лапами: "Да живет благой бог, "Небмара, отпрыск Ра". Сын Ра, "Аменхотеп властитель Фив", любимец Амона Ра".
В этом же месте, ближе к воде, установлены две скульптуры крылатых львов, которых многие ошибочно называют грифонами. Львы были отлиты из бронзы на Колпинском заводе. В конце 19-го столетия они бесследно исчезли. В 1958 году советские архитекторы И. Н. Бенуа и А. Е, Поляков на основании сохранившихся архивных документов и старых иллюстраций составили проект восстановления утраченных скульптур; модели выполнил мастер специальных научно-реставрационных производственных мастерских Г. Ф. Цыганков, а отливку их в металле произвели в литейной мастерской Академии художеств.
Строгановский дворец - замечательное произведение выдающегося зодчего середины XVIII века В. В. Растрелли и один из лучших архитектурных памятников периода расцвета русского барокко. Строился он с 1752 по 1754 год для богатейшего елизаветинского вельможи С. Г. Строганова 1. Роскошный дворец своим внешним видом, отделкой и убранством внутренних помещений подчеркивал богатство его владельцев. У дверей бывшего парадного входа на невысоких постаментах лежат два сфинкса из серого гранита величиной более метра. Облик сфинксов женский. И снова - невозмутимо спокойная поза, холодное равнодушие безжизненного лица и отчужденный взгляд. Головной платок, ниспадающий концами на грудь, обрамляет лицо. Ровную гладкую поверхность платка оживляют узкие, продольно идущие бороздки. Плечи и спину покрывает ткань. Форма львиного туловища обобщена, слабо обозначены ребра и когти. История сфинксов берет начало в конце XVIII века и связана с постройкой А. Н. Воронихиным для графа А. С. Строганова роскошной загородной дачи на берегу Большой Невки. От причала широкая лестница вела на пристань, которую и украшали статуи двух гранитных сфинксов. Это были первые по времени сфинксы, появившиеся на набережных Петербурга. Вслед за ними еще две пары таких же гранитных изваяний украсили пристань перед загородной дачей А. А. Безбородко. Можно предположить, что все они были изваяны одним и тем же скульптором, имя которого осталось неизвестным. В 1908 году дача Строганова была перестроена, а сфинксы после некоторого "блуждания" попали на их нынешнее место.
Совершенно оригинальные сфинксы находятся во дворе ленинградского Горного института. Середину двора занимает небольшой старинный сад с газонами, густо разросшимися кустами и деревьями. От калитки идет прямая аллея, по сторонам которой стоят массивные чугунные вазы в виде античных жертвенников - курильниц на мощных львиных лапах, с рельефными украшениями в виде бараньих и козлиных голов, а в глубине аллеи - два сфинкса и каменная чаша с цветами между ними. Статуи невелики, установлены без постаментов, но благодаря черной окраске резко выделяются на фоне зелени; совершенно одинаковые, они хорошо сохранились. Выразительны и благородны их лица. Само здание Горного института было перестроено из ранее стоявших на его месте небольших домов по проекту А. Н. Воронихина. Монументальное здание с мощным двенадцатиколонным дорическим портиком возведено в 1806- 1811 годах. Модель, по которой сфинксы отливались в металле, вылепил скульптор, имя которого пока также документально не установлено, хотя известно, что в оформлении здания принимали участие В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов. Сфинксы же не раз меняли свое местонахождение; летом 1966 года их поставили в сквере.
В 1807 году по проекту А. Н. Воронихина сооружается фонтан-грот на северном склоне Пулковской горы, а в 1809 году - три фонтана архитектора Тома де Томона, сохранившиеся до настоящего времени. Один из фонтанов Томона представляет собой довольно большое сооружение в виде открытого павильона из блоков серого гранита. На высоком цоколе стоят четыре дорические колонны, поддерживающие фронтоны и купол; между колоннами помещена изящная чаша из полированного камня. Все сооружение ограждено парапетом высотой около метра. На парапете покоятся две пары гранитных сфинксов, изваянных по одной модели; с шоссе отчетливо видны профили двух статуй, обращенных в противоположные стороны. У сфинксов женский облик, они напоминают статуи сфинксов, находящиеся во дворе Строгановского дворца, и созданы приблизительно в это же время. Первоначально фонтан служил украшением дороги; если именитые путники останавливались у воронихинского грота, чтобы утолить жажду родниковой водой, то у фонтана Томона кучера поили лошадей.
Самого маленького сфинкса (он с 1832 года живет у пересечения Невского проспекта и Садовой улицы, на здании Российской национальной библиотеки) наверняка не видело подавляющее большинство горожан, не говоря уже о гостях Петербурга. Он сидит на шлеме богини мудрости Минервы, которая находится на главном фасаде здания. Скульптор - Василий Демут-Малиновский.
На фото справа самые молодые сфинксы в Санкт-Петербурге, их установили на набережной Робеспьера 28 апреля 1995 года, как памятник жертвам политтеррора и репрессий. У сфинксов работы Михаила Шемякина по два разных профиля. Смотришь с одной стороны и видишь традиционный женский, который обращен к домам на набережной. А с другой - вместо лица видишь оголенные кости черепа. На пьедесталах монументов нанесены цитаты из Высоцкого. Солженицына, Заболоцкого и других авторов 20века, соприкасающиеся с темой политических репрессий. Особых легенд об этих «зверях» пока нет. Но кое-кто утверждает, что они якобы помогают неправедно попавшим за решетку сидельцам вернуться домой.
Самой известной является четырехгранная гранитная пирамида, находящаяся близ Палладиева моста в Царском Селе. Пирамида достаточно характерное для своей эпохи парковое сооружение. Она построена в 1770—1771 архитектором В. И. Нееловым. Изначально пирамида предназначалась для захоронения любимых собачек императрицы Екатерины II. В 1773 году по углам пирамиды были установлены четыре колонны, вытесанные из мрамора. Пирамида была возведена из кирпича и облицована тесаным гранитом. В 1782г. она была разобрана и отстроена заново в 1783 году архитектором Ч. Камероном. В начале XIX века пирамиду называли Египетской. Вход, расположенный в её лицевой грани, ведет во внутреннее помещение, перекрытое сферическим куполом. Здесь в стенных нишах была размещена коллекция античных урн и ваз.
Пожалуй, самый своеобразный храм Петербурга - это Троицкая церковь недалеко от м. "Пролетарская", в народе - "Кулич и Пасха", т.к. своими формами напоминает круглый пасхальный кулич и пирамидальную творожную пасху. Этим своеобразием храм обязан своему заказчику генерал-прокурору князю Александру Алексеевичу Вяземскому, владельцу села Александровское, что находилось на левом берегу Невы, в 10 верстах от Петербурга. Здесь он начал сооружение обширного усадебного дома и разбил парк, в центре которого князь решил возвести храм. Воплощение идеи он поручил архитектору Н.А. Львову. Постройка церкви велась в 1785-1787 на средства Екатерины II. Название церкви - "Кулич и Пасха" объясняется её внешним видом. На самом деле зодчий вкладывал в своё творение более утончённый смысл. Заказчик церкви, князь Вяземский, служил генерал-прокурором, т.е. по ведомству юстиции. По замыслу архитектора ротонда символизирует храм правосудия, а "твёрдая призматическая пирамида" - "неколебимую купность... трёх добродетелей": Истины, Человеколюбия и Совести. Сама церковь представляет собой круглое сооружение в виде ротонды, охваченное со всех сторон колоннадой из 16 колонн ионического ордера и увенчанное плоским куполом. Отдельные детали архитектурного оформления фасада (овальные окна 2-го яруса, капители, украшенные гирляндами) характерны для раннего русского классицизма. Звонница храма имеет форму 4-хгранной пирамиды, прорезанной с 4-х сторон арками для колоколов. На первом ярусе колокольни расположена крещальня (сама колокольня почему-то обита железными листами). Внутри круглый зал храма, высота которого равна диаметру, декорирован коринфскими пилястрами, поддерживающими широкий пояс антаблемента; над проёмом алтарной апсиды - фигуры парящих ангелов. Однако одобный тип церкви, довольно эффектный снаружи, оказался неудобным для православного богослужения, поскольку почти не осталось места для алтаря. Поэтому в 1858 к ротонде пришлось пристроить ризницу и каменный притвор, внеся существенную поправку в замысел зодчего. С марта 1938 храм, находящийся под охраной "как памятник всесоюзного значения", стоял закрытым, используясь под клуб, но весной 1946 был приведен в порядок и с 17 апреля открыт для богослужения.
Архитектурно-скульптурное надгробие над могилой оперного певца, главного режиссера Мариинского театра, профессора Петроградской консерватории Тартакова Иоакима Викторовича (1860-1923). Архитектор И.А. Фомин. Надгробие выполнено в виде шестиступенчатой пирамиды, на прямоугольном постаменте, поддерживаемом четырьмя бронзовыми акротериями в виде театральных масок, на профилированном массивном цоколе. На северной стороне пирамиды - квадратный картуш с барельефным профилем Тартакова, на южной - в фигурном картуше вырублена надпись: ЗАСЛУЖЕННЫЙ/АРТИСТ/И.В. ТАРТАКОВ. Материалом для пирамиды послужил розовый песчаник, взятый из цоколя разбиравшейся в это время ограды Зимнего дворца.
Пирамида на стене усыпальницы Белосельских-Белозерских. Скульптурное надгробие (1810), скульптор Ж. Камберлен, архитектор Ж.-Ф. Тома де Томон. Князь Александр Михайлович, действительный тайный советник (с 1801), камергер, сенатор (с 1796), дипломат и литератор, коллекционер изобразительного искусства (к концу его жизни коллекция считалась лучшей в России). Награжден орденом Св. Александра Невского. Почетный член Петербургской Академии наук (1800). Был одним из образованнейших людей своего времени, меценатом среди художников и литераторов. Переводил на французский язык произведения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, И.С. Баркова, имел труды по музыке и искусству. В Петербурге встречается множество изображений пирамиды, которые нанесены на архитектурные памятники, храмы, надгробия и даже над иконой Девы Марии в Исакиевском соборе. Вот несколько самых известных
Финская церковь. Большая Конюшенная улица, дом 6А.пирамида в лучах на фасаде.
Пирамида в лучах на фасаде Знаменской церкви в Царском Селе. Сейчас этой пирамиды уже не существует.
Египетские ворота. Царское село. Фото Куприянов Сергей
В 10 минутах ходьбы от католической церкви, на пересечении Кузьминской улицы и бульвара, составляющего границу города, стоят Кузьминские (Египетские) ворота. 3а ними начинается деревня Кузьмино, населенная потомками тех «переведенцовъ» из дворцовых сел, что были вызваны Петром Великим для колонизации возвращенного им России края. Руками предков нынешних кузьмичей строилось все Царское Село. Египетские ворота построены в 1827-1830гг. по проекту арх. А. Менеласа. Две каменные караулки ворот воспроизводят форму египетских пилонов, суживающихся кверху. Они увенчаны красиво изогнутыми массивными карнизами, отлитыми из чугуна. Выкружки карнизов украшены изображениями скарабея с солнечным диском и двумя змеиными головами. Плоскости стен караулок облицованы чугунными плитами с рельефными изображениями различных сцен из мифологии и быта древних египтян. Барельефы расположены в шесть рядов, причем высота каждого последующего ряда меньше, чем предыдущего. К стенам караулок примыкают монументальные чугунные гермы. Аналогичные гермы, но двусторонние, служили опорами ворот. Отливка всех элементов ворот производилась на С.-Петербургском чугунолитейном заводе. Рисунки рельефов в натуральную величину исполнил художник Василий Додонов. Он использовал в своей работе графические материалы многотомного издания, вышедшего в свет в начале XIX века в Париже и посвященного результатам изысканий французских ученых, сопровождавших Бонапарта в его египетском походе. Модели барельефов и герм лепил скульптор В. И. Демут-Малиновский. Все модели были выполнены в течение весны и лета 1827 года. В процессе строительства гранитный цоколь заменили цоколем из чугунных плит, поверх которого устанавливались плиты с иероглифическими изображениями. Внутреннее пространство пилонов разделено перекрытиями на три этажа. Помещения освещаются небольшими окнами, равными по высоте одному ряду барельефов. В 1941—1944 годах воротам были нанесены тяжелые повреждения. Часть чугунных плит была разбита осколками снарядов. При восстановлении ворот поврежденные части облицовки отлиты заново. Элементы декора "Египетских ворот"
Египетский дом. ул. Захарьевская-23.
Обелиск — сужающийся кверху монумент, был важным элементом древнеегипетской архитектуры. Египетские обелиски — монолитные, высеченные из однородной глыбы камня. Устанавливались попарно по сторонам от входа в храм. Из надписи у подножия обелиска Хатшепсут в Карнаке известно, что на его высечение ушло семь месяцев. Все четыре стороны египетских обелисков покрывались иероглифами, прославляющими бога Ра и фараонов. Египтяне как правило придавали навершию обелиска пирамидальную форму и покрывали его электрумом, сплавом золота с серебром. Санкт-Петербург, как никакой другой город богат на подобные монументы. И в самом городе, и в его окрестностях можно найти немало воплощений древнеегипетской архитектуры. Об удивительной судьбе обелисков вывезенных в разное время из Египта читайте в статьях "ИГЛЫ КЛЕОПАТРЫ" и "АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ КРЕСТ".
Египетскую мистику Санкт-Петербурга усиливает ещё и то обстоятельство, что город расположен практически на меридиане Великой пирамиды, с отклонением от него всего в 30 км, и на широте 60 градусов. Если брать приближенно, то Великая пирамида расположена - 30°С 30°В, а Петербург - 60°С 30°В. Если говорить точно, то координаты Александровской колонны - 59°56'20.78"С 30°18'56.83"В, а координаты Великой пирамиды - 29°58'45.08"С 31° 8'3.60"В. Подробней о расположении Санкт-Петербурга можно прочитать в статье « Код Петра Великого ». Совсем недавно обнаружен ещё один удивительный факт, связавший Санкт-Петербург с другим известным древним сооружением - храмовым комлексом Тиуанако в Южной Америке. Оказалось, что Тиуанако, с очень высокой точностью равноудалён от Северного полюса (СП) и Великой пирамиды (ВП). Поскольку расстояния равны, образуется равносторонний треугольник СП - Тиуанако - ВП. Средняя линия этого треугольника, она же его высота, проходит как раз через Санкт-Петербург, т.к. он расположен на 60-й широте, точно посередине между СП и ВП. Возможно это обстоятельство имеет отношение к упорному стремлению Петра основать город именно в этом месте. Правда для этого Петр первый должен был, как минимум, знать о существовании Тиуанако и Великой пирамиды. Более подробно о расположении Петербурга можно прочитать в одноимённой статье "ГЕОДЕЗИЯ САНКТ- ПЕТЕРБУРГА" В новой статье "Александрийский крест" говорится об уникальном расположении СПб относительно других мировых столиц. В разделе ИНТЕРАКТИВНЫЕ КАРТЫ, можно увидеть множество различных закономерностей связаных с расположением пирамид, мегалитических сооружений и других исторических объектов Источники: •Реферат : Египетские мотивы в архитектуре Санкт-Петербурга.
•В.В. Нестеров " Сфинксы из древних Фив на берегу Невы"
При полном или частичном использовании материалов статьи прямая ссылка на GEOLINES.RU обязательна. Автор статьи: GeoLines |
hieroglyphs-egypt.jimdo.com
Подробнее здесь:
http://rozamira.us/viewtopic.php?f=36&t=1818&start=150
В самом центре города Торжок Тверской области находилась уникальной архитектуры Софийская часовня, предположительно позднее послужившая прототипом Свято-Никольского храма-памятника на Братском кладбище в Севастополе. Можно предположить, что это работа архитектора Н.А.Львова.
Получается интересная картина-по оси Санкт-Петербург-Торжок-Севастополь в 18-19 веках было выстроено несколько храмов-пирамид! Строительство осуществлялось при непосредственной поддержке знати и царской семьи. Делалось это вероятнее всего не случайно. Новейшие открытия ученых о физических свойствах пирамид, позволяют предполагать, что эти знания сохранялись издавна.
В этом свете не может не удивлять и недавнее заявление об открытии древней, засыпанной пирамиды под Севастополем.
В. Невзоров
Вы даже в знаке "Всевидящее око" усмотрели египетский след (этот знак размещен на каждой церкви, и символизирует Единого Бога), не говоря уже о таком виде памятников, как обелиск.
Конечно, у Вас интересный обзор памятников Санкт-Петербурга, но обозначать его как "Египетский Петербург" это слишком. Данному названию отвечает от силы четверть статьи. Следуя Вашей логике можно "притянуть за уши" добрую сотню зданий и сооружений, если не больше, которые к Египетской теме не имеют ни какого отношения.
С уважением, Дмитрий Вишневский
А масоны и другие тайные сообщества любят использовать духовные знания на свой лад, переиначивая и искажая их глубокий смысл. И вот когда они берут что-то себе на вооружение, то лепят это везде. И в итоге теперь все считают, что раз этот знак есть, например, на храме, то этот храм, значит, крышуется масонами. Ну это бред. Там, где есть реальная духовность, эти масоны туда никогда не полезут, и в этом смысл и ответ на другие вопросы.