В нескольких километрах от Великого Новгорода, расположен Юрьев мужской монастырь, в честь Святого Георгия Победоносца. На территории монастыря находится одноимённый Георгиевский собор, построенный между 1119 и 1130 годом, по приказу князя Всеволода. Это удивительное по красоте, гармоничности форм и простоте силуэта сооружение. Оно кажется высеченным из единого куска белого камня. К северо-западному углу собора в одну линию с западным фасадом, примыкает башня, составляющая с ним единое целое. В ней находится спиральная каменная лестница, ведущая на хоры, устроенные для пребывания князя и его семьи.
В древние времена собор служил усыпальницей. В южной его части под плитами древнего пола находились каменные княжеские гробницы 12 и 13 веков. Тут были похоронены мать Александра Невского Феодосия Мстиславовна, претендент на великокняжеский престол Дмитрий Шемяка и другие. Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному.
Храм сориентирован по азимуту близкому к 100°, который соответствует углу 9-угольника – нонагона.
Величественный Георгиевский собор, по размерам уступающий только св. Софии Новгородской, по праву относится к сокровищам русской средневековой архитектуры, неповторимо прекрасный храм отразил самые высокие представления наших предков о красоте и гармонии. Они явно видели гармонию в пропорциях гексаграммы и пентаграммы, и поэтому спроектировали собор согласно этим геометрическим фигурам.
Поскольку ориентация собора соответствует нонагону, с него и начнём, тем более, что нонагон имеет с гексаграммой общий угол – 60°. На изображении справа, 9-угольник наложен на планировку храма так, что квадрат, в который он вписан, совмещён с внешней границей фасадной стены, а длина грани нонагона, равна ширине стены между двумя боковыми проходами. Такое же расстояние между оконными проёмами в боковых полукруглых престолах, которые описывает окружность нонагона.
Поскольку собор сориентирован по азимуту 100°, от его стен, при помощи 9-угольника, легко определить направление на север.
Теперь перейдём к 6-угольнику. На первом нижнем изображении, масштаб гексаграммы взят по её грани, длина которой равна внутренней ширине Георгиевского собора. Совместив, нижнюю грань прямоугольника гексаграммы с внутренней границей фасадной стены, мы обнаружим, что верхняя грань отмечает внешние границы алтарных частей, а квадрат гексаграммы, совпадает с границей внешней стены фасада и пристроенной слева колокольни. При этом, диагонали гексаграммы, засекают почти все углы квадратных колонн, а центр окружности, является центром собора.
На этом изображении также хорошо видно, что толщина стен соответствует расстоянию между гранью гексаграммы и окружностью. Чтобы в этом убедиться, на правом изображении, гексаграмма просто передвинута на толщину стены вниз, и совмещена внешней границей фасада без выступающих элементов. При этом верхняя грань отмечает внутренние границы полукруглых частей, а центральная линия границы колонн.
При таком масштабе, и в первом, и во втором случае, кроме перечисленных закономерностей, имеются и другие, которые несложно обнаружить самостоятельно.
Самое интересное, что если продолжать менять масштаб гексаграммы, планировка Георгиевского собора, всё равно будет соответствовать её пропорциям. На изображениях ниже показано ещё три варианта масштабирования. На первом, храм вписан в окружность, на втором, ширина прямоугольника взята по колоннам и колокольне, на третьем, - по внешней ширине храма с выступающими элементами.
Перейдём к пентаграмме. На изображении слева, Георгиевский собор, вписан в окружность, внутри которой построен 5-угольник. При таком масштабе, пересечения пентаграммы отмечают внешнюю границу левой стены собора и колокольни, с выступающими элементами, а также правую границу без выступающих элементов. При этом центр пентаграммы отмечает границу центральных колонн.
Соответствие пентаграмме, а значит и золотому сечению – очевидно, достаточно взглянуть на то, как алтарь вписан в верхний угол 5-угольника. Становится понятно, почему центральная полукруглая часть меньше боковых.
Также становится понятно, почему мы восхищаемся пропорциями подобных сооружений, - потому что они изначально спроектированы в правильных соотношениях, которые мы воспринимаем интуитивно.
К тому же, так проектировать сооружения гораздо проще, не надо производить измерения. Фигуры, можно начертить при помощи циркуля и линейки, а внутри них уже нетрудно построить любую планировку, которая изначально будет правильной. Например, основные пропорции можно спроектировать по гексаграмме, а детали прорисовать по пентаграмме, или наоборот. Вариантов – множество.
Буквально в двух километрах, западнее Георгиевского собора, расположен ещё один древний храм - Церковь Благовещения на Мячине (в Аркажах) 1179 года постройки. Храм представляет собой наиболее древний образец небольших четырехстолпных новгородских храмов 12 века. Это одноглавый трёхапсидный храм. Церковь ооружена архиепископом Ильёй и его братом Гавриилом за 70 дней на месте деревянной постройки 1170 года. В 1189 г. была расписана фресками. Храм частично перестраивался в конце 14 века, особенно в 1682-1684 годах. В интерьере сохранились фрагменты живописи 12 века.
Церковь Благовещения на Мячине сориентирована по азимуту, который близок к углу пентаграммы 108. Это хорошо заметно, если наложить на карту изображение пентаграммы и выровнять её по коньку крыши.
Церковь Петра и Павла на Сильнище (на Синичьей горе) была построена между 1185 - 1192 годами, по заказу жителей Лукиной улицы. По своим конструкциям и формам храм является типичной постройкой новгородской архитектуры второй половины 12-го века.
Точный азимут, по которому сориентирован храм, определить сложно, из-за деревьев и плохого разрешения снимков. Но всё говорит о том, что она близка к 36°, т.е. соответствует углу пентаграммы.
Эту версию подтверждает тот факт, что азимут от Церкви Петра и Павла, равный 36°, является точным направлением на Софийский собор в Новгороде, до которого 1770 метров.
Планировка этого храма также является классической, и по традиции, как теперь можно сказать, соответствует пропорциям гексаграммы и пентаграммы.
Собор иконы Божией Матери "Знамение" в Новгороде, был построен между 1682 и 1688 годом и расписан костромскими мастерами. Храм является одним из лучших в Европе акустических залов. Сориентирован собор согласно гексаграмме, по азимуту 120°
На территории Зверина монастыря в Новгороде находится Церковь Симеона Богоприимца, построенная в 1467 году. В своей планировке это небольшая двухэтажная церковь с одной массивной апсидой. Церковь сориентирована по азимуту 60°, что хорошо видно на изображении ниже.
Сырково - деревня в 5 км от Новгорода, в которой расположены руины древнего Сыркова монастыря, основанного около 1548 г. новгородским боярином Феодором Дмитриевичем Сырковым. Монастырский собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери был выстроен в 1554 году. Ориентация собора близка к азимуту 80°, и соответствует 9-угольнику – нонагону.
В 175 км севернее Великого Новгорода, в местечке Старая Ладога, находится ещё один древний русский храм - Георгиевская церковь, построенная в 12 веке. Храм кубический в объеме, массивный в основании, с тремя полукруглыми апсидами. Шлемовидный купол увенчивает световой барабан с восьмью окнами. «Ладожская невеста» - так называют церковь Георгия местные жители за ее удивительно светлый и стройный вид.
Облик храма был значительно изменен ремонтами и пристройками конца 19 – начала 20 веков. После демонтажа металлоконструкций, оказалось, что древние фасады покрыты толстым слоем цементной обмазки. С западной стороны к зданию примыкала каменная паперть и колокольня. Первоначальные формы церкви были восстановлены в советское время. Реставрация проводилась длительно, с 1926 года по конец 1950-х годов, с перерывом на войну.
К сожалению, космические снимки Георгиевской церкви плохого качества, и ориентацию храма можно определить только приблизительно. Всё говорит о том, что она соответствует углу нонагона 160°.
В планировке Георгиевской церкви также обнаруживается соответствие пропорциям гексаграммы и пентаграммы.
В следующей части рассмотрим закономерности в расположении некоторых новгородских храмов относительно друг друга.